Мой комментарий у Анлаза:
Традиционные таксисты - это типичная мелкая буржуазия. Иногда частники, лично владеющие всем, что нужно для их работы - машиной, умением её водить, знанием города. Иногда машина арендуется, но таксист всё равно остаётся мелким буржуа, поскольку он всё равно не продаёт рабочую силу, а работает достаточно самостоятельно; кладёт в карман столько, сколько сумеет заработать, а не столько, сколько хозяин выделит ему для поддержания работоспособности. Таксисты, которые трудятся на правах обычных наёмных работников - редкость.
Мелкобуржуазные таксисты как правило объединяются в подобие цехов, порой явно требуя приобретения лиценции, то есть закрывая путь для чужаков. Благодаря цеховой организации им удаётся контролировать рынок и порой завышать расценки.
Проблема традиционных такси - в плохой связи между клиентом и таксистами. Труднее всего приходится частникам-одиночкам, которые вынуждены полагаться на случай. Организованные таксисты контролируют места повышенного спроса типа вокзалов и аэропортов, а также имеют организационные центры, координирующие их работу и позволяющие вызывать такси; однако работает это не всегда хорошо и к тому же обычно включено в структуры таксистского цеха с их искусственными ограничениями рынка и завышением цен.
Убер тут выполняет две роли. Во-первых он сильно упрощает и удешевляет организацию и коммуникацию - такси можно вызвать через мобильное приложение, содержать специальные координационные центры в каждом городе не нужно, а приложение, разрабатываемое сразу в рассчёте на большое количество людей, оказывается удельно очень дешёвым. Во-вторых он легко включает в свою работу и связывает с клиентами одиночек, в том числе и тех, кто извозом не зарабатывает, а только подрабатывает. Стало быть, предложение на рынке растёт, а старые таксисты с их цеховыми привелегиями и завышенными ценами оказываются обойдены. И именно рост предложения за счёт частников-одиночек, а вовсе не рост нагрузки на машины объясняет более низкие цены. Правда, отказ от цеховой организации как всегда имеет и обратную сторону - старые таксисты работали пусть и по завышенным, но фиксированным расценкам; Убер же позволяет повышать цены при росте спроса.
В общем, обычная история - крупный капитал благодаря централизации и ведению бизнеса в большом масштабе подмял под себя мелких частников. Ситуация имеет известное сходство со старой рассеянной мануфактурой, где мелкие ремесленники тоже работали у себя в мастерских, но их связь с рынком находилась под контролем более крупного капитала. Крупный же капитал, захватив рынок, уже готовится извлекать выгоду из монопольного положения, - как минимум в России, где на днях Убер объединился с главным конкурентом - Яндекс-такси.
В экс-СССР мелкая буржуазия - главный оплот реакции и отсталости, и её переход под контроль крупного капитала можно было бы признать прогрессивной мерой, не говоря уже об упразднении явно архаичных цеховых привилегий. Но тут есть и обратная сторона - Убер, привлекая частников, мелкую буржуазию дополнительно плодит - пусть даже и в зависимой форме. Более того, доступность Убера бьёт по общественному транспорту, а возможность подрабатывать водителем в Убере служит дополнительным аргументом в пользу покупки машины.
Традиционные таксисты - это типичная мелкая буржуазия. Иногда частники, лично владеющие всем, что нужно для их работы - машиной, умением её водить, знанием города. Иногда машина арендуется, но таксист всё равно остаётся мелким буржуа, поскольку он всё равно не продаёт рабочую силу, а работает достаточно самостоятельно; кладёт в карман столько, сколько сумеет заработать, а не столько, сколько хозяин выделит ему для поддержания работоспособности. Таксисты, которые трудятся на правах обычных наёмных работников - редкость.
Мелкобуржуазные таксисты как правило объединяются в подобие цехов, порой явно требуя приобретения лиценции, то есть закрывая путь для чужаков. Благодаря цеховой организации им удаётся контролировать рынок и порой завышать расценки.
Проблема традиционных такси - в плохой связи между клиентом и таксистами. Труднее всего приходится частникам-одиночкам, которые вынуждены полагаться на случай. Организованные таксисты контролируют места повышенного спроса типа вокзалов и аэропортов, а также имеют организационные центры, координирующие их работу и позволяющие вызывать такси; однако работает это не всегда хорошо и к тому же обычно включено в структуры таксистского цеха с их искусственными ограничениями рынка и завышением цен.
Убер тут выполняет две роли. Во-первых он сильно упрощает и удешевляет организацию и коммуникацию - такси можно вызвать через мобильное приложение, содержать специальные координационные центры в каждом городе не нужно, а приложение, разрабатываемое сразу в рассчёте на большое количество людей, оказывается удельно очень дешёвым. Во-вторых он легко включает в свою работу и связывает с клиентами одиночек, в том числе и тех, кто извозом не зарабатывает, а только подрабатывает. Стало быть, предложение на рынке растёт, а старые таксисты с их цеховыми привелегиями и завышенными ценами оказываются обойдены. И именно рост предложения за счёт частников-одиночек, а вовсе не рост нагрузки на машины объясняет более низкие цены. Правда, отказ от цеховой организации как всегда имеет и обратную сторону - старые таксисты работали пусть и по завышенным, но фиксированным расценкам; Убер же позволяет повышать цены при росте спроса.
В общем, обычная история - крупный капитал благодаря централизации и ведению бизнеса в большом масштабе подмял под себя мелких частников. Ситуация имеет известное сходство со старой рассеянной мануфактурой, где мелкие ремесленники тоже работали у себя в мастерских, но их связь с рынком находилась под контролем более крупного капитала. Крупный же капитал, захватив рынок, уже готовится извлекать выгоду из монопольного положения, - как минимум в России, где на днях Убер объединился с главным конкурентом - Яндекс-такси.
В экс-СССР мелкая буржуазия - главный оплот реакции и отсталости, и её переход под контроль крупного капитала можно было бы признать прогрессивной мерой, не говоря уже об упразднении явно архаичных цеховых привилегий. Но тут есть и обратная сторона - Убер, привлекая частников, мелкую буржуазию дополнительно плодит - пусть даже и в зависимой форме. Более того, доступность Убера бьёт по общественному транспорту, а возможность подрабатывать водителем в Убере служит дополнительным аргументом в пользу покупки машины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий