понедельник, 22 декабря 2008 г.

Материализм и психология

Их постулата о том, что всё содержание сознания порождено окружающим миром, следуют достаточно нетривиальные выводы. Обычно как животные, так и люди действуют на основе императивов, им самим непонятных. Это естественно - изначально живые существа разумными не были, а значит не могли осознавать истинную сущность своих мотивов. В результате едят не для того, чтобы обеспечить организм необходимым набором веществ, а чтобы утолить голод или получить удовольствие, занимаются сексом не ради продолжения рода, а опять-таки ради удовольствия. 
С социальными навыками - та же история. Злоба, ненависть, жестокость, корыстолюбие, честолюбие, властолюбие - и, с другой стороны, любовь, верность, честность, порядочность - словом, абсолютно всё, как хорошее, так и плохое в человеке не есть некое самодостаточное свойство психики, а порождено обществом с объективными целями. Дуализм качеств, названных выше хорошими и плохими, также имеет объективную природу. В классовом обществе всегда существовало такое раздвоение. С одной стороны, общество было основано на неравенстве, эксплуатации и насилии, что порождало соответствующие качества и у людей. С другой стороны, общество, несмотря на все свои противоречия, всегда является целостным организмом, для нормального существования которого общественные интересы должны стоять выше личных, что обуславливает существование соответствующих эмоций.
Ввиду многообразия подобных императивов и многообразия мира возможны(и весьма распространены) ситуации, когда они вступают между собой в конфликт. 
Оторванность мотивов поведения от объективных причин, их порождающих, может приводить к негативным последствиям. Если есть только ради удовольствия от еды, можно непомерно разжиреть, если стремиться к богатству ради богатства и славе ради славы, эта идея превратиться в болезненную и самодовлеющую манию, которая разрушит личность. К негативным последствиям может привести и альтруизм - например, к чрезмерной заботе о нежизнеспособных людях или нежеланию ущемлять чьи-то интересы, даже когда это необходимо. Ещё более вероятен печальный конец поведения, продиктованного эгоистическими мотивами.

Когда человек осознаёт как законы, по которым существует и развивается мир, так и материальные корни своих мотивов, ситуация кардинально меняется. Конечно, одного осознания мало - ведь осознанные императивы от своей осознанности не ослабеют. Но предположим, что возможно действовать только на основе строгих и логичных рассуждений. В таком случае вместо обычного хочу/не хочу мы будем иметь действие, ориентированное непосредственно на результат безо всяких эмоциональных мотивов.
Тут, правда, встаёт вопрос о том, что будет основным мотивом деятельности такого человека. Единственно возможный вариант - постулировать ниоткуда не выводящуюся систему представлений и действовать в соответствии с ней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий