вторник, 18 мая 2010 г.

Про классовое и бесклассовое общество в "Анти-Дюринге".

У Энгельса изложена примерно такая картина. Вначале люди были дикие, производительность труда - очень низкой, находившейся примерно на минимально необходимом для поддержания жизни уровне. Соответственно они были равны. Затем производительность труда росла, наличие излишков позволяло организовать обмен, началось разделение труда, оно ещё больше повысило производительность, с разделением труда и ростом населения началось как объединение общин различных групп с общими интересами, так и рост противоречий между различными группами. Общество усложнялось, и возникла потребность в создании специальных групп, которые урегулировали бы конфликты интересов и осуществляли бы общий контроль. Затем предполагается, что эти руководители обособились от общества и встали над ним. Ещё одним механизмом возникновения классового разделения объявляется возможность присвоения избытков и обращение производителей этих избытков в рабов.

Далее утверждается, что деление общества на эксплуатируемую часть, получающую не все производимые ей излишки, и эксплуататоров, которые распоряжались этими излишками и за счёт этого могли осуществлять руководство обществом и развитие культуры, было проявлением разделения труда. А именно, ввиду низкой производительности труда все члены общества не имели достаточно свободного времени для выполнения руководящих функций, и поэтому их приходилось возлагать на немногочисленное меньшинство, существование которого обеспечивалось работой трудящегося большинства. Из этого также следует, что если меньшинство выполняло свои обязанности по руководству обществом неправильно, действуя против интересов экономики, оно в конце концов теряло свою власть, которая заменялась иной, способной обеспечить движение общества в нужном направлении.

Из этой теории вытекает и концепция коммунизма. Предполагается, что когда производительность труда станет достаточно высокой, чтобы все члены общества, произведя необходимые для поддержания существования продукты, при этом имели достаточно свободного времени для управления обществом и развития культуры, существование особого класса, выполняющего эти функции, станет ненужным, и он прекратит существование.

Эта теория хорошо согласуется с фактами и описывает сущность процесса развития общества, однако же имеет и серьёзные пробелы. Во-первых неясно, почему вообще у людей возникла потребность заводить рабов и злоупотреблять властью, стремясь к обладанию возможно большим количеством продуктов труда. Изначально люди обладали только животными потребностями, а они предполагают лишь создание небольшого избытка жизненных средств, а вовсе не стремление к бесконечному и бесцельному получению в собственность всё новых и новых продуктов труда или их эквивалентов, характерному для всех классовых обществ. Далее, работа экономических закономерностей, обусловливавших постоянный рост хозяйства, подаётся примерно как действие гегелевского Абсолютного Духа - непреложной закономерностью, действие которой не предполагает поиска внутренне присущих ей причин. Естественно, детальный анализ этих причин требует огромной работы и соответствующего подробного изложения, но без хотя бы самого общего объяснения факторов, тысячи лет двигавших общество вперёд, хотя естественные потребности уже были удовлетворены(в большинстве классовых обществ голод - не правило, а скорее исключение, и порождается чаще не природными, а социальными причинами), вся теория повисает в воздухе.

Разрешение этой неясности возможно, только если считать стремление к обладанию продуктами труда самостоятельной ценностью, разделяемой обществом и порождающей как эксплуатацию, так и постоянное возрастание производительных сил. Именно это стремление заставляло правителей древности, обладавших всеми мыслимыми благами, вести войны ради завоевания новых территорий, именно оно заставляет буржуазию расширять производство, осваивать новые рынки, внедрять новые технологии. Именно оно, сделав материальные блага высшей, самодовлеющей ценностью, породило стремление к наиболее простому их производству, а значит всю технику и науку. Именно это стремление к обогащению, осуществляясь за счёт чужого труда, вынуждало и вынуждает огромную часть населения, труда которой с лихвой хватило бы для обеспечения естественных потребностей, работать гораздо больше, рискуя остаться без самого необходимого для жизни.

Возникновение такой потребности требует, естественно, пояснения. Наиболее вероятно, что она возникла как гипертрофированное продолжение естественных потребностей, отклонение, которое, однако, оказалось настолько эффективным, что преобразовало всё общество и стало в нём нормой. Изначально, когда рост производительности труда породил излишки, люди, привыкшие к полуголодному состоянию, стали их накапливать. Но если излишки достаточно сильно превышают естественные потребности, то дальнейшее их накопление уже теряет смысл. С другой стороны, в рамках общины, совместно распоряжающейся продуктами труда, наличие излишков порождает тунеядство. Таким образом, при сохранении прежней системы распределения в производстве начинается стагнация. С другой стороны, если продолжать накопление вопреки здравому смыслу, а затем и использовать накопленное для подчинения труда других людей, это будет, с одной стороны, способствовать дальнейшему росту производительности труда, а с другой - со временем даст возможность насильственным или экономическим путём подчинять те общины, в которых господствует равенство. Таким образом, отклонение, выросшее, по всей вероятности, из гипертрофированных естественных потребностей и кажущееся абсурдным, затем преобразило всё общество и обеспечило ему постоянное развитие экономики. Причём, когда такое отклонение стало правилом, закреплённым общественными нормами, отказаться от него уже непросто - экономическое могущество, которым правящий класс обладает благодаря эксплуатации, позволяет ему легко подавлять всяческие попытки просто разрушить сложившуюся систему.

Общество не только удовлетворяет естественные потребности, но и создаёт новые. Во-первых, это описанная потребность в обладании материальными благами и средствами производства, которая как правило выражается в стремлении к наилучшему социальному статусу со всеми его атрибутами: огромными гробницами-пирамидами, дворцами, породистыми лошадями и дорогими машинами, драгоценностями и прочим, в огромном числе проявлений. Во-вторых, благодаря изменчивости человеческой психики новые потребности порождает культурный и технический прогресс. Если дикарю было достаточно простейшей еды, крыши над головой, полового партнёра и безопасности, то потом эти потребности только усложнялись и множились, и теперь практически все требуют куда более изысканной пищи, утончённых культурных развлечений, которые зачастую(например, при съёмках кино или при путешествиях) требуют серьёзных дополнительных расходов. Новые технические средства также вошли в быт и стали необходимыми, то есть вошли в число новых потребностей. К тому же постоянный экономический рост вызвал у промышленности потребность в покупателях, и чтобы её удовлетворить, для создания у людей новых потребностей появилась реклама.

Всё вышеизложенное порождает и новые вопросы по теории коммунизма. Если в классовое общество уже заложен механизм, который хоть и представляет из себя слепую жажду обогащения, но в достаточно больших людских и временных масштабах порождает устойчивое экономическое развитие, как экстенсивное, то есть на прежнем уровне технологии, но в большем объеме, так и интенсивное, с помощью более совершенных технических средств и уровня организации производства, то для коммунистического общества такой механизм неясен. Если при коммунизме общественные отношения уже не властвуют над людьми, но, напротив, люди властвуют надо общественными отношениями, то и потребность в движении вперёд должна быть заложена в людей - иначе в бесклассовом обществе начнётся стагнация, и оно опять сменится классовым, в которое заложен механизм для дальнейшего развития. Каким образом может возникнуть такая общечеловеческая потребность, без которой невозможно устойчивое развитие бесклассового общества, - неясно. Ещё одним фактором, ставящим описываемую концепцию коммунизма под сомнение, является постоянный рост старых и создание новых потребностей, который в принципе может сделать общество, в котором все потребности удовлетворены, невозможным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий