четверг, 21 августа 2014 г.

Касаемо Стрелкова

По своей воле он уйти, очевидно, не мог, значит, ушёл под давлением. Внутри ДНР никаких способов надавить на командующего* главной силы там - повстанческой армии - не было, стало быть, ушёл под давлением извне. Тут остаётся один вариант - Москва.

Что в голове у Стрелкова, что ему говорили и какие там закулисные игры ведутся - я знать не могу. Поначалу он, судя по всему, планировал просто сыграть роль руководителя передового отряда, который хоть и действует на свой страх и риск, но вскоре ожидает помощи со стороны регулярной российской армии. Помощи не последовало, более того - российское руководство начало сливать восстание, что потребовало от Стрелкова как воевать без серьёзной поддержки, так и вести самостоятельную политическую игру. Он не только преуспел по первому пункту, но делал и кое-то по второму: давил на российские власти регулярными заявлениями в духе"помогайте или нам хана", ставя тех под удар общественного мнения, прорывом из Славянска в Донецк сорвал полный слив восстания как такового его руководством. Но это всё же не гарантировало, что он готов играть абсолютно независимую от Москвы политическую, а не только военную, роль, - и на этом, судя по всему, и сыграли.

В любом случае, удар по повстанцам нанесён сильнейший. Неясно, означает ли это, что Кремль просто сливает восстание в приказном порядке (довольно странно, что повстанческое руководство слушается так безропотно), или же уход радикальных руководителей призван открыть дорогу некоему компромиссу. Кассад пишет, что дело ведут к "большому Приднестровью" (т.е. Донбасс некую самостоятельность) и сдаче региона Ахметову.

Касаемо Ахметова и вообще украинских олигархов подробно будет в большом тексте про Украину, который я пишу с конца мая и опубликую в ближайшее время. Вкратце: я, как и раньше, продолжаю считать, что олигархи и ДНР/ЛНР несовместимы: первые слишком завязаны на остальную часть Украины и мировой рынок, последниее явно противостоят Украине и международному капиталу. В итоге или повстанцы национализируют собственность Ахметова, или Ахметов со всеми потрохами сдаст мятежные республики Киеву - третьего не дано. Но какое-то небольшое время компромиссный вариант просуществовать может.

С учётом того, что развал украинской экономики неминуемо вызовет бунты по всей стране, если ДНР/ЛНР доживут до них хотя бы в каком-то промежуточном между независимостью и полным контролем киевского правительства варианте, это будет их победой: мятежные республики станут образцом и союзником для недовольных на Юге и Востоке Украины, а лишний источник нестабильности ещё больше расшатает и без того бедные и злые Центр и Запад.

В плане революционной тактики выводы из первых месяцев жизни повстанческой власти вполне банальны: революция может выжить, только непрерывно двигаясь вперёд, они же никаких революционных преобразований не совершили - олигархов не национализировали, экономику никак не перестраивали, работу с населением не вели, а только лишь решали собственно военные вопросы - чего для победы недостаточно.

Вообще революционные вожди и должны меняться по мере развития процесса. Если там верхушка изначально подбиралась либо из желающих повторить крымский сценарий, либо просто из решительных и активных людей, то сейчас, когда события развиваются не слишком предсказуемо и контролируемо, под новые задачи должно появиться и новое руководство. Но поскольку революционный процесс не углубляется, особенной конструктивностью и осмысленностью изменения не отличаются.

Есть в событиях и ещё один фактор, который пока что не был слишком заметен, но в целом он очень важен и свою роль неизбежно сыграет: позиция средней буржуазии (с ней вместе будем считать и нижний слой крупной буржуазии, который не слишком завязан на мировой рынок и поэтому менее зависим от его давления) и местного чиновничества. Средняя буржуазия на Украине не так сильна, как в странах старого капитализма, и уступает по влиянию олигархии, полностью контролирующей центральную власть, но и недооценивать её мощь не стоит. С ней тесно связан региональный бюрократический аппарат. Эти группы пока что хранили нейтралитет, спокойно сотрудничая как с киевским правительством, так и с повстанцами в зависимости от того, к кому перешла территория. Но этот нейтралитет отнюдь не вечен, и хотя сами по себе они не радикальны и восставать не будут, на Юге и Востоке они оппозционны действующей власти. Этот слой был одной из главных опор Януковича, и потеря его поддержки стала одной из главных причин его падения.

А вот от кого самостоятельной роли ждать не приходится, так это от мелкой буржуазии - она не играет самодостаточной экономической роли (в основе экономики всё же лежит крупная промышленность) и просто напугана кризисом. Сейчас она поддерживает власти, дающие иллюзию стабильности и ещё не растявшую до конца сказку о европейском рае, а если эта иллюзия рухнет - будет суматошно метаться из стороны в сторону.

P.S. В порядке бреда - а не поехал ли Стрелков в Москву устраивать путч?

P.P.S. Он вообще на свободе и жив ли вообще?

* Армия повстанцев, судя по всему, не является централизованной и поэтому далеко не все отряды прямо подчинялись Стрелкову. Однако его влияние и авторитет там бесспорны.

Деиндустриализация 2.0

Наткнулся на опус об украинском автопроме. В нём любопытны как излагаемые факты, так и явно проговариемая идеология, на основании которой любители евроинтеграции хотят перестроить украинскую промышленность. История вкратце такова: все годы независимости выбивая из государства субсидии, льготы и протекционистские ограничения импорта, украинский автопром так и не смог наладить масштабное производство. Вместо этого тамошние деятели использовали льготы для разворачивания отвёрточной сборки импортных машин - известный трюк, когда на запчасти ограничения на импорт не распространяются, а из этих запчастей могут быть с минимальными трудозатратами собраны полноценные машины. Казалось бы, надо просто надавать проходимцам по голове и начать вместо отвёрточной сборки собственное производство, желательно полного цикла. Но предлагаются совсем другие рецепты.
Хоча вся попередня турбота держави про галузь не забезпечила бажаного результату: вироблені в Україні "колеса" в інших державах нікому не цікаві.
Итак, работа на мировой рынок провозглашается главным принципом, которому должна следовать украинская промышленность. Рабочие места и удовлетворение потребностей собственного населения не так уж важны, если произведённая продукция не нужна другим странам.

Интересно, а автор не хочет распространить этот принцип и на другие сферы? Вот захотел, например, гражданин жениться - как тут обойдёшься без авторитетного мнения мирового рынка? Боюсь, на следующием этапе своей пропаганды подобные деятели предложат отправить невесту в немецкий бордель, посмотреть, каков там на неё спрос, и на его основании решать, стоит ли на ней жениться. Или вот выборы президента - похоже, стоит голосовать лишь за тех кандидатов, которых готовы поддержать избиратели в Польше и Чехии.
Вочевидь, конвеєр автозаводу у Запоріжжі у вересні таки зупиниться, проте навряд чи винною буде держава. Проблема не в ній, а у розпоряднику власності, який одноосібно визначав політику підприємства. Прикро, що тепер ці "активи" не те що за гривню, а й задарма ніхто не захоче вішати собі на шию.
Солодкі мрії про "велику автомобільну державу" нарешті повинні зазнати корекції. Розробники грандіозних планів мусять опуститися на грішну землю і спертися не на "наявний потенціал", а на його клінічну смерть.
Зрештою, у держави зараз багато інших потреб, які вимагають великих коштів. Знову викидати мільярди на вітер ніхто не буде.
За взірець треба брати не Росію з її величезним внутрішнім ринком, а Словаччину. Там не марять "вітчизняним автомобілем", а просто складають машини десяти автомобільних брендів, маючи роботу і працюючи майже винятково на експорт.
Итак, промышленность - это какое-то ярмо, которое никто даже забесплатно не захочет повесить себе на шею (я даже знаю, чем подобные разговоры заканчиваются на практике - найдутся-таки благотворители, готовые забесплатно взвалить на себя эту ношу, и потом заводы либо неожиданно окажутся вполне прибыльными, либо будут просто порезаны на металлолом), а мечты о собственной промышленности надо скорректировать - у государства есть дела поважнее. Надо просто заниматься отвёрточной сборкой и радоваться.

Детали тут порядком комичны: внутренний рынок сорокамиллионной Украины, оказывается, очень мал, ориентироваться, оказывается, надо на маленькую пятимиллионную Словакию. О том, что создаваемые отвёрточной сборкой рабочие места, которые по словацким масштабам что-то может и значат, для Украины будут каплей в море - автор не подумал. При этом не факт, что на рынке вообще есть свободная ниша - словаки-то уже развернулись. 

вторник, 19 августа 2014 г.

По заветам адмирала Кусаки

Наша общая цель, — сказал он, — охрана китообразных от вымирания. Какие же средства есть у нас для достижения этой благородной цели? Вы все прекрасно знаете, господа, что единственным действенным средством является уничтожение китообразных, ибо с уничтожением их некому будет и вымирать. 
"Задача правительства – продать государственную собственность, за исключением стратегии. Сегодня государственная собственность – предмет небывалой коррупции. Приемная премьер-министра полна народных депутатов. Думаете, они приносят концепции реформ? Они пекутся о назначении своих людей в государственные компании. Как преодолеть эту коррупцию другим путем, чем продать эти государственные компании, я не вижу", - сказал Яценюк.
Если киты вымирают - их надо убить, чтобы вымирать было некому, если на госпредприятиях воруют - их надо украсть целиком, и воровать будет негде. Неопровержимая логика.