четверг, 5 марта 2009 г.

Воспитание и свобода воли

Нынче модно объяснять любые особенности психики человека генетической предрасположенностью. Мол, и математические или же музыкальные способности, и обжорство, и склонность к супружеским изменам, и все мыслимые болезни - всё это проявления некоей таинственной программы, заложенной в человека от рождения. 

Удобная теория - вообще не надо ничего объяснять, человек таков, потому что он таким уродился, а почему он таким уродился - спрашивать не принято. Действительно, если в человека от рождения заложено огромное количество столь сложных программ, объяснить это слепой эволюцией сложновато - даже бредни про божественный замысел или деятельность инопланетян кажутся правдоподобнее. Подтверждения "генетической" гипотезы найти несложно - человек настолько сложен, что всегда найдётся какой-либо врождённый фактор, помогающий или препятствующий развитию какой-либо особенности психики.

С другой стороны, такое вот нелепое объяснение является единственно возможным в рамках мало кем осознанной, но в неявном виде господствующей в современном общественном сознании модели духовной жизни человека и общества. Её основные постулаты примерно таковы:
а) общество таково, каковы составляющие его индивиды
б) содержание сознания индивида заложено от рождения и от общества практически не зависит
в) волею судеб иногда рождаются индивиды, в головах у которых неведомо откуда появляются гениальные 
идеи, за счёт которых и осуществляется общественный прогресс.

Проявлений этой нелепой и ничего не объясняющей теории великое множество - тут и представления о том, что капитализм с присущими ему гражданскими свободами якобы заложены в человеческой природе(хотя человеки 50 тысяч лет жили и без капитализма, и без свобод), и преклонение перед разного рода гениями и государственными деятелями, якобы вершащими историю по своему произволу. 

Такая вот "генетическая" теория неверна. Строго говоря, её и теорией-то назвать нельзя: она ничего не объясняет, зато игнорирует огромное количество общеизвестных фактов, подтверждающих воспитуемость человека, появление новых идей в зависимости от внешних факторов и обусловленность исторического развития объективными, не зависящими от чьего бы то ни было произвола закономерностями. От рождения человек имеет только набор животных инстинктов и чистый мозг, в подходящих условиях и при подходящем обучении способный к построению сложнейших моделей окружающего мира. Такое объяснение не только хорошо подтверждается фактами(от известных всем детей-маугли, у которых отсутствие в детстве подходящего воспитания привело к деградации до уровня животных и до огромного разнообразия моделей поведения и мышления, которые нам демонстрирует история человеческого общества - нет, пожалуй, такой нормы поведения или такого заблуждения, которые не господствовали бы в какое-то время в каком-то обществе), но и имеет теоретическое обоснование: горздо правдоподобнее предположить, что у человека от рождения заложена обучаемость, за счёт которой возможно приспособиться к любым условиям, а не уйма достаточно сложных алгоритмов, которые взялись непонятно откуда и оказываются бесполезными при изменении внешних условий.

Таким образом, люди воспитуемы. Но человек - это не просто компьютер, выполняющий действия по алгоритму, унаследованному от обезьяньих предков или же возникшему под влиянием окружающего мира. Человек способен ещё и осознавать свои действия, то есть у него в голове есть алгоритм, контролирующий алгоритмы, которые управляют поведением и мышлением, и способный переключаться между ними. Однако понимание мыслей и поступков приходит не сразу - дети вообще не осознают себя как отдельное "я", а подавляющее большинство останавливается на следующем этапе - интуитивном отождествлении своего я с деятельностью той модели поведения, которая на данный момент управляет человеком. При этом отсутствует как понимание иллюзорности такого тождества - модель по-сути остаётся чуждой и неподконтрольной сознанию, заложенной в человека извне или же врождённой. Неподконтрольными являются и переключения с одной модели на другую. Хотя, казалось бы, находящийся в таком состоянии человек полностью осознаёт и, как ему кажется, контролирует, свои поступки, однако считать это истинной свободой воли нельзя - потому что такое ощущение присутствует и у людей, сознанием которых манипулируют(от сектантов до жертв рекламы и пропаганды), и у многих психически больных. Строго говоря, разницы между религиозным фанатиком, свято верящим в нелепые сказки о божественной воле и неверных, которых надо убивать, и добропорядочным граданином, который во время войны благословляет кровавую бойню из высокого патриотизма, чаще всего нет - верования второго столь же непонятны ему, как и верования первого. 

О настоящей свободе воли можно говорить лишь тогда, когда вместо выполнения заложенной извне или же врождённой программы сменяется осознанием смысла своих действий, то есть их реальных последствий. В вышеизложенном примере с войной можно говорить об осознанных и свободных действиях, если ненависть к врагу сменяется пониманием вреда, который он может нанести, и необходимости ему противодействовать. 

Однако понимание истинных мотивов человеческой деятельности обычно затруднено способностью людей использовать логические доводы для обоснования своих поступков. Практически все способны придумывать логичные оправдания чему угодно, но мало кто действительно руководствуется в своих поступках логикой.

Наряду с осознанным контролем моделей окружающего мира и поведения в нём, в соответствии с которыми действует человек, важнейшим элементом свободы воли является способность к самостоятельному и осознанному формированию таких моделей. Сама способность формировать такие модели является главным отличием мышления человека от животных, способных лишь к формированию достаточно простых условных рефлексов. Однако создание новых моделей может быть и неосознанным - как, например, у ребёнка. Но чтобы новая модель не была для человека чем-то внешним, она должна быть осознана и гармонически вплетена в целостную человеческую личность. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий