В конечном счёте мораль не мораль не самостоятельна, поскольку определяется господствующими в обществе производственными отношениями. Развивается она не из-за заложенных внутри неё самой причин, а лишь по мере развития производственных отношений. Однако далее я буду рассматривать именно мораль "в себе", исходя лишь из её внутренней логики и забыв о всяких внешних факторах, на неё влияющих. Соответственно и полученная в результате всех этих рассуждений наиболее простая и гармоничная система моральных правил будет лишь идеальной конструкцией, которая вовсе не обязана когда бы то ни было воплощаться в реальности. Но интерес такое рассмотрение всё же представляет.
Правила игры могут быть двух видов: уравнивающие всех людей(или всех членов какой-то общественной группы) между собой или же, напротив, закрепляющие неравенство. Примеров как первого(равенство перед законом, право каждого избирать и быть избранными т. д.), так и второго(рабство или иные формы зависимости людей, имущественный ценз для участия в выборах, даже оправдание убийства людей из определённых социальных групп) более чем достаточно.
Однако все люди рождаются одинаковыми. Сколько бы ни пытались в идеологических целях оправдать различные виды неравенства с помощью расизма, врождённой способности повелевать или повиноваться, быть богатым или бедным, и тому подобных теорий, все они убедительно опровергаются опытом. Врождённые отличия если и есть, то весьма малы. Люди таковы, какими их делает общество. А если так, если объективной разницы нет, то самая простая и логичная мораль требует всеобщего равенства - поскольку изнутри(я рассматриваю мораль в себе), не привлекая иные соображения, необходимость неравенства обосновать нельзя.
Построенная таким образом мораль универсальна в том смысле, что с её помощью можно однозначно оценивать поступки и другие системы морали, независимо от того, к какому времени они относятся. Убийство - это всегда плохо, потому что оно всегда нарушает равное право людей на собственную жизнь, эксплуатация - это всегда плохо, поскольку она всегда означает основанное на неравенстве перераспределение продуктов труда. Если же правила для какой-то группы требовали равенства, эти правила справедливы.
Общий принцип равенства, а также требование максимальной простоты(из-за чего сразу отметается огромное число ни на чём не основанных ограничений) системы норм позволяет легко выводить детали. Люди равны - следовательно, не может быть никаких ограничений по полу, цвету кожи, национальности и прочему. Далее, максимальная простота такой системы представлений требует, чтобы отсутствовали всякие препятствия относительно действий или убеждений, не несущих угрозы обществу. Отсюда -свобода мысли, свобода собраний и союзов, свобода перемещения.
Однако всем эти, и ныне общепринятые, нормы, имеют один недостаток - они касаются всех сторон общественной жизни, кроме самой главной - экономики, допуская эксплуатацию. Но такая возможность ведёт к огромному экономическому неравенству, и к тому же создаёт возможность беспрепятственно нарушать все остальные нормы. За деньги можно и купить неподсудность для себя, и организовать противозаконное преследование неугодных. А значит полное воплощение общечеловеческой морали в реальности возможно только при коммунизме.
Правила общечеловеческой морали можно использовать не только для оценок действия отдельных людей, но и для групп людей вплоть до целых государств. Взаимодействие между ними, основанное на равенстве, с такой точки зрения справедливо, всё остальное - нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий