понедельник, 3 августа 2009 г.
Об общечеловеческой морали
среда, 29 июля 2009 г.
Красота вопросов и красота ответов.
понедельник, 6 апреля 2009 г.
Аналогия
вторник, 31 марта 2009 г.
Возможно ли безыдейное искусство?
Корни такого отвращения ко всякого рода политическим идеям и самоуглубления лежат в биографии автора, молодость которого пришлась на годы революции, Гражданской войны и эмиграции. Именно революция, которую выходец из богатой семьи Набоков воспринял негативно, и вызвала у него отвращение ко всякого рода идеям, которые, как ему казалось, являются лишь страшным заблуждением, иллюзией. К тому же эмигрировавший в 20 лет Набоков был по сути ещё и лишён родины, что усугубило его отрыв от диктуемых обществом ценностей. В таких условиях вполне естественно, что лишённый полученных извне принципов и представлений человек углубляется в себя, сосредотачиваясь на собственных переживаниях и ощущениях. А если так, то и изображение людей, чья жизнь неотделима от руководящей ими идеи, будет у такого автора неполным - он будет изображать только то в них, что интересно ему самому, но отнюдь не самое главное.
Другой пример "чудесного" превращения личности, которую оторвали от руководящей ею идеи - Иешуа из "Мастера и Маргариты". Богочеловек, лишённый своей божественности, превратился в обычного юродивого, наивно проповедующего любовь и прощение. Причём и набоковский Чернышевский, и булгаковский Иисус изображены вполне реалистично, и авторов нельзя уличить во лжи. Да вот одной только правды здесь мало, правда должна ещё и передавать суть. Можно назвать Венеру Милосскую куском мрамора, а "Войну и мир" - кучей испачканной чёрной краской бумаги, и оценивать её с точки зрения каллиграфической красоты букв. Можно столь же комично, как Чернышевского, изобразить маленького Наполеона, картавого и нервного Ленина или же истеричного Гитлера. Но такого рода биографии никогда не позволят понять, почему миллионы людей умирали по воле столь комичных персонажей. Можно назвать идеи, порождаемые историей, лишь глупым заблуждением наивных идиотов - но это примерно так же разумно, как обвинять солнце в том, что из-за своего каприза зимой оно светит недостаточно ярко. Мир надо понимать, а не ругать или расхваливать.
суббота, 21 марта 2009 г.
Пролетарская революция и фундаментальные принципы марксизма
четверг, 5 марта 2009 г.
Воспитание и свобода воли
пятница, 27 февраля 2009 г.
Утопия как форма реализма
Принято считать, что утопии - это не более чем фантазии, никак не связанные с реальностью мечты о прекрасном обществе. Были, мол, фантазёры разные, Платон, Томас Мор и прочие, воображение них было богатое, вот и придумывали фигню всякую, сказки для наивных людей. Правда, если так, то непонятно, откуда брались идеи, положенные в основу утопий, и почему эти идеи вот уже тысячи лет пользуются популярностью.
Конечно, общество, описанное в какой бы то ни было утопии, существовать не может. Но то же самое можно сказать и по поводу многих творений культуры - люди в жизни не говорят так, как в театре, а картины импрессионистов очень далеки от фотографической точности. Значит ли это, что они никак не связаны с реальностью? Нет, просто подобные искажения преследуют цель подчеркнуть те идеи, для выражения которых и создано произведение искусства. А идеи эти реальны. Как сказал Оскар Уайльд: "Люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни" - именно потому, что за счёт неестественности театрального действа ярче всего показывается его суть.
Точно так же и утопии в фантастической форме выражают определённые идеи, причём не придуманные, а порождённые реальным миром. Даже сама идея о справедливом обществе не могла бы возникнуть, если бы понятие справедливости не существовало в обществе реальном. Но если в жизни существует и несправедливость, то утопист абсолютизирует лишь идею справедливости, возводя её в главный закон построения общества.
Аналогичная ситуаця и с другими идеями, лежащими в основе утопий. Платон, который первым понял сущность государства, создал утопию, в которой интересам государства было подчинено абсолютно всё. Первый идеолог научно-технического прогресса Фрэнсис Бэкон(который этот прогресс вовсе не придумал, а лишь описал то, что было порождено экономикой той эпохи) создал и первую научно-фантастическую утопию("Новая Атлантида"). Да и идеи советских фантастов 50-60 годов по-сути основывались на предположении, что люди будущего идеально-коммунистического общества будут похожи на современных авторам учёных и инженеров - только несколько идеализированных.